Красная площадь, 2, стр.22
Подготовка к строительству главного сибирского собора в камне велась почти 3 года. В окрестностях Тобольска нашли известь, нужную глину, бутовый камень. Из Москвы прислали связное железо, церковную утварь, разрешение взять 700 рублей из Тобольской казны и разрешение использовать крестьян на строительстве, «но не в пашенное время». Прислали и образец, по которому следовало строить церковь, - чертежи и сметы возобновляемой в то время в Московском Кремле Вознесенской церкви (строительство по образцам было очень распространено в России).
Заложили соборную церковь летом 1681 г., однако строительство началось только в апреле 1683 г. после того, как приехала артель устюжских строителей, да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 г. строители уже завершали главный барабан, но тут «падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь». Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 г. первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествовавший ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский.
Во всей необъятной Сибири нет сейчас здания более древнего, чем тобольский Софийский собор.
Сейчас собор стоит под четырехскатной крышей. О главах точно известно, что они были сооружены луквичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 г. заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника киевской духовной академии.
Интерьер Софийского собора типичен для большого четырехстолпного храма. Здесь возникает удивительное чувство единого пространства. Первое время собор был весь белый без росписи. Украшал интерьер лишь резной иконостас, установленный в 1710 г. Вскоре стены собора были покрыты фресковой живописью. Фрески Софийского собора в середине XIX в. были закрыты масляной живописью.
Настоящим образцом древнего прикладного искусства в Сибири являются двери главного входа Софийского собора, оба полотна которых облицованы металлическими филенками, богато орнаментированными тонкой ручной насечкой (Чудо-звери и чудо-птицы).